Символизм | Валентин Серов | Микалюс Чюрлёнис | Константин Сомов | Лев Бакст | Виктор Борисов-Мусатов | Густав Климт | Михаил Врубель
"Красота - вот наша религия" М.А. Врубель

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939) – талантливый живописец, график, художник театра, теоретик искусства учился у прославленных русских мастеров А.Е. Архипова и В.А. Серова. Его произведениям свойственна монументальная декоративность, эмоциональная символика. Знаменитое полотно «Купание красного коня» стало своеобразной художественной эмблемой своего времени и неоклассицизма начала XX в.

В последующие годы Петров-Водкин создавал поэтические портретно-жанровые композиции и натюрморты. В натюрморте «Селедка» на столе краюха черного хлеба, две картофелины, селедка как воплощение редкой в те годы сытости. Оттенок красного цвета стола, на котором расположена небогатая снедь, тревожен и символичен. В то же время в этом натюрморте каждый изображенный предмет «мертвой природы» исполнен исторической правды.

Творчества Петрова-Водкина совершенно лишено духа буржуазности, сытости. В хлебе и селедке его привлекает красота простого, обыденного.

Благодаря Петрову-Водкину по-новому зазвучала тема материнства. Ее внутренне содержание принципиально иное, чем у художников, например, эпохи Ренессанса. Другая эпоха и, следовательно, другое осмысление этой вечной темы. Глубокое эстетическое наполнение она получила еще в предреволюционной картине Петрова-Водкина «Мать» (1915).

Особенно примечательная выполненная в классической иконописной манере «Богоматерь – умиление злых сердец». Эта вещь написана в разгар Первой мировой войны не в прославленном монастыре, а в мастерской светского художника. Однако традиции русской иконописи, особенно прославленной школы Андрея Рублева, в начале XX в. оживают и обретают свое историческое продолжение в творческих исканиях к.С. Петрова-Водкина, а также художников старшего поколения – В.М. Васнецова, М.В. Нестерова.Творчество Петрова-Водкина, как и всякого большого художника, нельзя уместить в прокрустово ложе какого-либо одного художественного направления (символизма, неоклассицизма). Оригинальное художественное мышление художника позволило ему сказать новое слово в искусстве.
После октябрьской революции 1917 г. Петров-Водкин стремился осмыслить новый тип отношений Мира и Человека. Жажда ощутить гармонию бытия в душе художника была очень сильна. Мастер горячо надеялся, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную и честную жизнь».
Переход Петрова-Водкина от созерцательного символизма, от соединения плоскостной и объемной манеры к единому монументально-декоративному стилю совершается в его известной картине «Купание красного коня», воспринятого современниками как олицетворение близких перемен. Неоклассицизм здесь очевиден. Влияние русской иконописи и интерес к традициям Ренессанса определили отточенную пластику и просветленность в этой картине.Творческое использование приемов иконописной техники помогло Петрову-Водкину добиться панорамного эффекта, совместить разновременные эпизоды сюжета, максимально передать движение в пространстве.
Декларируя в 20-е гг. приверженность поискам в области художественной формы, Петров-Водкин оставался не просто большим мастером, но и человеком, глубоко чувствующим этические и социальные перемены. Доказательсто тому психологически проникновенное, исполненное романтической патетики полотно «Смерть комиссара».
Сюжет картины динамичен: упала кожаная фуражка с головы комиссара, но рука еще сжимает винтовку.Бережно поддерживает комиссара его боевой товарищ; уходят однополчане, но один молодой боец оглядывается назад, словно посылает прощальный привет комиссару. Правда жизни передана через правду искусства, правду высокого художественного качества.
Свое слово сказал он и в жанре портрета. Созданный им «Портрет А.А. Ахматовой» - художественное воплощение человечности, глубочайшей интеллигентности и тихой грусти. Сине-голубой фон портрета оттеняет темные волосы с характерной ахматовской челкой, скромное темное платье. Художник средствами своего искусства передает напряженный духовный мир поэта, внимание сосредоточено на лице много пережившего и перечувствовавшего человека, имя которого будет написано на скрижалях мировой поэзии XX в. в портрете Ахматовой угадывается ее скорбная судьба и мужество, с которым она будет нести свой крест.
© Club INFO, 2010
Hosted by uCoz