Символизм | Валентин Серов | Микалюс Чюрлёнис | Константин Сомов | Лев Бакст | Кузьма Петров-Водкин | Густав Климт | Михаил Врубель | ||
"Красота - вот наша религия" М.А. Врубель |
||
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) – необычайно оригинальный художник-символист. Он простодушнее Бенуа или Сомова и одновременнее изысканнее их. Борисов-Мусатов много размышлял о гармонии и музыкальности в живописи, и в этом смысле он вполне сопоставим с французскими символистами из группы «Наби» (М. Дени, П. Боннаром), пользовавшимися в России большой популярностью и представлявшими стиль модерн с его музыкальностью ритмов, декоративной обобщенностью форм, главенством цветового пятна. |
||
Борисов-Мусатов искал красоту в природе, в вымышленных героях свои творений, погруженных в миросозерцание. Несомненна лиричность его картин. На которых изображены персонажи в старинных одеждах на фоне пейзажа или в интерьере. Весь образный строй полотен обретает композиционное и цветовое единство. |
||
Этим же качеством отмечено и полотно Борисова-Мусатова «Водоем» (1902). Композиция картины очень продуманна. Художник стремится совместить разные точки зрения: с одной – написана фигура сидящей девушки, с другой – стоящей. С третьей – водоем. |
||
Автор картины синтезирует, объединяет эти различные точки зрения, стараясь не списывать реальность с натуры, а как бы создать вторую реальность на полотне. Интересен характерный для Борисова-Мусатова принцип изображения пространства: оно не реальное, а отраженное. Гладь водоема художник пишет сверху. Водоем изображен прямо на поверхности, отражая небо и все вокруг. О продуманности композиции свидетельствует и то, как внимательно Борисов-Мусатов соразмеряет объемы: две фигуры на его полотне движутся в противоположных направлениях.Всю левую половину холста художник оставляет более активной фигуре, другая фигура возвращает движение обратно, словно фиксирует центральную ось картины, вокруг которой выстраивается гармоническое равновесие пятен и масс. |
||
Его поздние картины – «Изумрудное ожерелье», «Прогулка» (1901) и, наконец, предсмертный «Реквием» (1905) поражают той гармонией, которая рождена художником и уводит зрителя в непостижимое, далекое от реальности. В «Реквиеме» композиция картины строга и торжественна. |
||
Возрастание роли панно («Времена года», 1905), теснящего традиционную форму станковой картины, заметно у столь различных художников, как В.М. Васнецов и М.А. Врубель. Это связано с утверждением в искусстве стиля модерн. Борисов-Мусатов чутьем большого художника уловил общие закономерности развития искусства в XX в. |
||
«Мусатовский» период был у крупных художников, участвовавших в «Голубой розе» и в «бубновом валете». Восприняли мусатовский символизм и переосмыслили его М. Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк и К.С. Петров-Водкин. Творчески интерпретировали достижения своего предшественника в живописи. |
||
© Club INFO, 2006 |