Эдвард Мунк | Эмиль Нольде | Эгон Шиле | Оскар Кокошка | ||
Экспрессионизм - этот термин впервые прозвучал на страницах журнала "Штурм" в августе 1911 г . по отношению к таким разным художникам, как Сезанн , Винсент ван Гог и Матисс . |
||
В 1912 г . в каталоге выставки объединения "Синий всадник" он был применен уже по отношению к художникам, которые составили это направление. Но мы уже говорили о экспрессионизме Бодлера и Рембо, постимпрессионистов и немецких символистов. Безусловно, к ним были отнесены и представители более раннего объединения немецких художников "Мост", организованного в 1905 г . |
||
Ближе других символистов к манере экспрессионизма оказался гений норвежского искусства Эдвард Мунк , выставка которого в 1892 г . (закрытая через 2 дня работы) оказала, безусловно, влияние на немецких художников. Символизм в картинах Мунка вытеснен на второй план самой манерой видения и изображения: длинный мазок Ван Гога на его полотнах превратился в непрерывные замкнутые линии, создающие собственное музыкальное настроение. |
||
Мир в картинах экспрессионистов подвергался направленной деформации, но с помощью лишь специфических живописных средств. Сами образы оставались вполне соотносимыми с их реальными естественными формами. Целью экспрессионизма является достижение максимальной силы выражения выделенного художником эмоционального содержания объекта. |
||
Сам художник склонен обычно понимать выделенный им эмоциональный срез как сущность предмета. Но некоторые правильно трактовали свое искусство как проявление индивидуального мировосприятия или как повод для направленного самовыражения. "Романец, - писал Э.Л. Кирхнер, - добивается своей формы из объекта, из природной формы. |
||
Германец творит свою форму из фантазии, из внутреннего видения, а форма видимой природы - для него только символ" (26, 12). Но, добавим мы, символ не какого-то пласта культурного содержания, а собственного эмоционального порыва. Другой немецкий экспрессионист Э. Нольде очень точно определил задачу художника своего направления - удаляться от природы, оставаясь естественным. |
||
Русский экспрессионизм сформировался организационно едва ли не раньше немецкого. С 1910г. начались выставки объединения "Бубновый валет", участвовали в которых все художники авангардистской направленности. Русский экспрессионизм с самого начала ориентировался на примитивизм городского или ярмарочного народного сознания: картины, часто сознательно уподобленные вывескам и лубкам, вывешивались вдоль стены как шпалеры - без промежутка. Цвет, линия и изогнутая поверхность становятся не основным средством выражения, а основным содержанием творчества, в котором на первом месте оказывается натюрморт , на втором - пейзаж. Исчезает всякая культурно-литературная наполненность и сюжетность.
|
||
© Club INFO, 2010 |