Экспрессионизм | Эмиль Нольде | Эгон Шиле | Оскар Кокошка
Внутренний мир человека - единственная реальность достойная внимания и отображения в книгах, картинах, скульптурах...

Одним из наиболее ярких предшественников экспрессионизма XX в. стал норвежский художник Эдвард Мунк (1863 - 1944). Общечеловеческие чувства – любовь, ревность, боль – находили оригинальное воплощение в его самобытных картинах, выполненных с особой, тревожной экспрессией.

Он ищет в рамках нового искусства возможности для того, чтобы сказать зрителю нечто важное о жизни, любви и смерти. Чтобы выразить тему человеческого одиночества, художник противопоставляет друг другу ирреальные, полные скрытых смыслов цветовые пятна, ограниченные динамичной, утолщенной линией, в основе которой спирали и синусоиды.

Одна из самых знаменитых картин Мунка «Крик» предваряет тему его последующей картины «Отчаяние». В картине «Крик» зритель видит мост, пересекающий справа налево пространство. Кричащий человек в темноте – на переднем плане. Две мужские фигуры виднеются вдали, в глубине на мосту.Темный холмистый пейзаж, в который вписывается фьорд, подчеркивает настроение картины, а небо, написанное волнистыми полосами, преимущественно красного и желтого, кричащих цветов усиливает ощущение трагизма жизни.

Маленький невзрачный человек отчаянно кричит на мосту о своей боли. Двое людей на дальнем плане словно не слышат его, они глухи к страдания человека. Спокойно и равнодушно удаляются они по тому же мосту, не оглядываясь, беседуя между собой, оставляя маленького человека наедине со своим горем. Гуманистическое содержание этой картины более всего раскрывает сущность «жесткого стиля» Мунка, шокировавшего аристократическую публику с ее утонченным вкусом.
Даже жизнеутверждающе названная картина Мунка «Танец жизни» говорит больше о людском одиночестве. На первом плане - танцующая пара (мужчина в черном и женщина в кроваво-красной длинной одежде), а слева – одинокая девушка в белом воздушном платье. Ее поза выражает нетерпеливое ожидание приглашения на танец.
Мунк, как и многие европейские, русские художники, интересовался монументальным декоративным искусством и создал для университета в Осло цикл фресок (1910-1916).
Одна из его лучших фресок «Солнце» (1912) находится теперь в Музее Мунка в Осло. В этой фреске нет места былой характерной для этого художника тревожной экспрессии. Фреска пронизана солнечным светом, жизнелюбием и человечностью.
За два года до кончины он создает свой знаменитый автопортрет. с "Автопортрета в четверть третьего ночи" на зрителя сморит сухое лицо сосредоточенного, страдающего бессоницей старого человека, подводящего итог прожитой жизни. в его глазах печаль и мудрость. Так Мунк выразил свое трагическое видение человеческой судьбы.
© Club INFO, 2010
Hosted by uCoz