Фовизм | Андре Дерен | Жорж Руо | Петр Кончаловский | Аристарх Лентулов | Илья Машков | Роберт Фальк | Александр Куприн
"Гибкое, взрывчатое пространство, экспрессивные цветовые контуры, экзальтация цвета становятся основными выразительными качествами фовистской живописи"

Анри Матисс (1869 – 1954), харизматический лидер группы «диких», настаивал: «Если средства столь изношены (как в живописи XIX в.), что их выразительные возможности исчерпаны, следует вернуться к основам… Тогда наши картины становятся очищением… Они воздействуют непосредственно прекрасно синим, прекрасным красным, прекрасным желтым, элементарными сущностями, которые достигают самых глубин человеческой души. Это и есть исходная точка фовизма: мужество возвращения к чистоте средств».

Живопись Матисса стремится к предельной естественности настолько, что по сравнению с ней реальность выглядит настолько ущербной: ей не хватает живописности. Интенсивносить цвета становится у фовистов важнейшим художественным средством, призванным эмоционально воздействовать на зрителя.
В живописи Матисса сочетания цветов находятся в некой гармонии «без правки», как, например, в его «Музыке» (1910), в картинах «Алжирка», «Марокканец» (1912), где синий, зеленый, черный цвета поданы художником прямолинейно, без оттенков и переходов.Художник всегда сохраняет изысканную оригинальность, особенно в серии просветленно-идиллических композиций («Нимфа и сатир», 1909, «Роскошь», 1914, и др.), где виртуозно использует плоскостную декоративную манеру. Главное для него – гармоническое соотношение человеческих фигур и пейзажа, композиционное равновесие, воплощающие его мечты о золотом веке.

В 1906 г. Матисс развивает эту тему, создавая «Пастораль» и «Радость жизни». Своеобразие этих полотен составляют особый ритм красок и причудливое сплетение арабесок. В такой же манере выполнен «Портрет Дерена». Сочный зеленый фон, на котором изображен художник Андре Дерен, оттеняет его серьезное задумчивое лицо.

Контурная линия, которая виртуозно переводит изображение в декоративную композицию либо в орнаментальный узор, легкость и нежность колорита, умение создать настроение сосредоточенности можно увидеть в картине «Разговор». И, наконец, многоцветные, декоративные, умиротворенно-спокойные композиции, ставшие в начале 20-х гг. программными произведениями, - «Мастерская художника…», «Семейный протрет».

Совсем в другом ключе – свободно, интенсивно, красочно – выполнены его полотна, в которых изображены различные уголки интерьера и натюрморты в их предметном, конкретном многообразии («Красные рыбы», «Арабская кофейня» (1913) и, наконец, «Марокканский триптих» (1912) с его медлительной чарующей гармонией).

Одним из важных произведений Матисса стала серия панно «Танец» (1908-1910), «Музыка» для особняка известного московского коллекционера и мецената С.И. Щукина.

© Club INFO, 2010
Hosted by uCoz