Фовизм | Анри Матисс | Андре Дерен | Жорж Руо | Петр Кончаловский | Аристарх Лентулов | Илья Машков | Александр Куприн
"Гибкое, взрывчатое пространство, экспрессивные цветовые контуры, экзальтация цвета становятся основными выразительными качествами фовистской живописи"

Роберт Рафаилович Фальк начал свой путь художника в шумной группе молодых обновителей живописи, в объединении "Бубновый валет", где был самым младшим. Как и другие "валеты", Фальк добивался выразительной объемности формы, писал угловатыми пятнами насыщенного цвета. Стараясь обобщить форму и вылепить массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П. Сезанна (острый на язык критик А. М. Эфрос назвал Фалька человеком "сезанновской национальности").

От брызжущих жизнерадостностью холстов большинства его товарищей по обществу ранние произведения Фалька отличает некоторая сумрачность, скрытый драматизм, запечатленный не в сюжетах, а лишь в самом живописном строе его работ. Особенно характерна"Красная мебель" (1920), напряженно-хищная и угловатая, с ее тяжелым, но агрессивно напряженным цветом.
Постепенно, на протяжении 1920-х гг., живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Исчезают кубистические сдвиги - эмоциональное напряжение в портрете теперь может быть передано и без них. Демонстративная "вывесочность" ранних вещей тоже больше не нужна. Поверхность холста мягко вибрирует сложным, как бы подвижным цветом. Фальк ищет в картине целостную, насыщенную цветом и светом среду, обволакивающую людей и предметы.
В нескольких портретах 1923-24 гг. ("Женщина в белой повязке", два автопортрета и др.) художник достиг ощущения глубокой сосредоточенности, тишины, длящегося (а не остановленного, как нередко бывает в живописи) времени.
В 1928 г. Фальк, декан живописного факультета Вхутеина, получил командировку во Францию - "для изучения классического наследия".В парижских его холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, самососредоточенность, богатство и тонкость цветовых отношений. Многочисленные пейзажи Парижа тают в перламутровой дымке мягких золотисто-оливковых тонов.

Вернувшись в Москву к началу 1938 г., Фальк попал совсем не в ту художественную атмосферу, какую покинул. Без него прошли кампании борьбы с тем, что стали называть "формализмом", задевшие многих близких ему художников. Годы войны художник провел в Средней Азии, природа и архитектура которой дали в его творчестве новую яркую вспышку богатой и сложной красочности ("Золотой пустырь. Самарканд", "Регистан", "У хауса. Самарканд", все 1943). Его поздние натюрморты - с негритянской скульптурой (1944), "Голубка и роза" (1952), "Картошка" (1955), - почти пустые, с немногими погруженными в сумрачное пространство предметами, заставляют напряженно вглядываться в этот сумрак, вслушиваться в него, как в тихую и чистую музыкальную тему.

© Club INFO, 2010
Hosted by uCoz