Национальная романтика | Николай Рерих | Иван Билибин | Станислав Выспяньский
"Для национальной романтики характерны свой круг легендарно-исторических, героических и лирических образов и широкое обращение к фольклорному сказочному миру" В. М. Полевой

Ярким представителем национальной романтики первой трети XX в. был большой русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Ему принадлежат яркие, насыщенные чувством и цветом картины крестьянского и купеческого быта. Кустодиев – бытописатель русской жизни, народных празднеств, веселых гуляний, пышнотелых красавиц, написанных с легкой иронией и любовью, поэтому его величали еще и русским Рубенсом за неистощимый талант выражать радость бытия, красоту жизни. Портреты Кустодиева интеллектуальны, на первый план в них выступает духовная жизнь личности. Он умеет глубоко выразить индивидуальное начало в человеке.

Один из одухотворенных портретов гения русского театра Ф.И. Шаляпина тоже принадлежит Кустодиеву (1921). В этом портрете Шаляпин предстает как волжский богатырь с его щедрой душой, русской удалью и размахом. В конце первого десятилетия XX в. мастерство Кустодиева -портретиста еще более окрепло. Он создает портреты «Священник и дьякон» (1907), «Монахиня». Образ монахини представлен художником во всем многообразии ее самобытной, одаренной натуры.

В картине «Ярмарка» предстает развернутая панорама народной жизни. Центр картины акцентирован силуэтом колокольни и фигурами двух стариков на переднем плане. На первый взгляд на полотне будничная жизнь: выбирают грабли, толкуют между собой, играют на гармошке мужики.

Однако на ярмарку приходят не только за покупками, но и себя показать, других посмотреть. Гамма красок, цветовые сочетания характерны для русского народного искусства. Праздничность ощутима в этой картине.

В 1911 г. Кустодиев пишет излучающее радость полотно «Купчихи». На базарной площади стоят кружком четыре молодые купчихи и о чем-то беседуют. Чудо этой картины было бы не столь выразительным, если бы не высились надо всем пространством и людьми белая колокольня и церковь с куполом в золотых звездах на фоне бескрайнего синего неба.
С полотнами художников Ренессанса, и особенно с картинами Рубенса, перекликаются его полотна «Красавица», «Купчиха за чаем» (1918), «Русская Венера» (1926). В полотне «Красавица» розовый цвет играет всеми оттенками.
Атласное розовое одеяло, розовые прорези подушек гармонируют с пышными розовым телом красавицы. Розовый цвет переливается, радуя одновременно наивностью и изысканностью сочетаний. Живопись в этой картине часто без глубоких теней, с тонкой, почти акварельной моделировкой фактуры, тщательной проработкой деталей.
Важная грань кустодиевского творчества – книжная графика. Он предложил в своих книжных иллюстрациях новое, более глубокое прочтение Пушкина, Некрасова, Лескова и особенно Гоголя. Кустодиеву оказалась очень близка полифоническая стихия «Шинели». Он видит в гоголевском персонаже Башмачкине олицетворение не только попранного человеческого достоинства, но и возмездие. Концепция художника не конкурирует с концепцией писателя. Напротив, стиль иллюстраций вполне соответствует писательской манере и замыслу Н.В. Гоголя, возвысившего голос в защиту «маленького человека».
© Club INFO, 2010
Hosted by uCoz