Национальная романтика | Борис Кустодиев | Иван Билибин | Станислав Выспяньский

"Для национальной романтики характерны свой круг легендарно-исторических, героических и лирических образов и широкое обращение к фольклорному сказочному миру". В.М.Полевой

Николай Константинович Рерих (1874-1947) – живописец, театральный художник, этнограф, писатель, основатель мирового общественного движения в защиту памятников культуры. Рерих художественно осмысливал прошлое в его созвучии с современности.

Основные вехи в истории цивилизации художник представлял как цепь мировых катаклизмов в единой космической эволюции (картина «Небесный бой»). В течение своей творческой жизни создал около семи (!) тысяч картин, многие из которых по праву входят в золотой фонд русского и мирового искусства.

Поэтичностью и подлинно национальным романтизмом дышат полотна Н.К. Рериха, свидетельствующие о глубоком знании русской старины.

Его картина «Гонец» (1897) исполнена сумрачной, холодной гамме, «Заморские гости» - в жизнерадостной, яркой колористической гамме. Многочисленные пейзажи монастырей и церквей Великого Новгорода, а также Псковско-Печерской лавры созданы на основе откровенного тяготения к национальной романтике.

Как художник он развивался от картин на языческие, исторические сюжеты, от росписей церкви Святого Духа в Талашкино (1912-1914), от блестящих театральных декораций к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная» (1913), украшавшему дягилевские Русские сезоны в Париже, к созданию величественных пейзажей с их молчаливыми склонами и священными озерами.

Космизм – вот что определяло его философские и мировоззренческие позиции. Его картины, на которых часто изображены горные ландшафты, величественные Гималаи, воплощали в отточенной художественной форме идею единства микрокосмоса и макрокосмоса.
Творчество Рериха утверждает неразрывность человека и Вселенной. В 1923 и 1928 гг. Рерих организовал две крупные этнографические и археологические экспедиции в Центральную и Восточную Азию. Величественные пейзажи вдохновили его на создание серии картин «Гималаи». Картины Рериха отличаются удивительным богатством красок и тонким ощущением цвета. Он считал, что «Некоторые слова должны звучать в горах, другие требуют ковыльно-шелковую степь, третьи нуждаются в зеленом лесном шуме».
В гималайской долине Кулу художник вместе с семьей провел два последних десятилетия своей жизни. Там он создал Институт гималайских исследований, ставший международным центром сотрудничества ученых разных континентов. Оттуда прозвучало его обращение к правительствам разных стран с призывом сохранить памятники культуры, на чьей бы территории они не находились.
© Club INFO, 2010
Hosted by uCoz