Кубизм | Жорж Брак | Александр Архипенко
"Кубизм - это искусство, для которого прежде всего важна форма, будучи однажды создана, не может исчезнуть и живет самостоятельной жизнью".
Арлекин и его подружка
Девочка на шаре
Старый еврей с мальчиком

Испанский художник Пабло Пикассо (1881-1973) – изобретатель формального языка кубизма. Одна из первых его картин – «Бедняки на берегу моря» (1903) – создана в Испании, в Барселоне. Там молодой Пикассо частенько посещал таверну «Четыре кота», где собирались художники и поэты-модернисты. Он создает портреты и сюжетные картины, в которых развивает тему страдания, одиночества, разобщенности и непонимания людей друг с другом, их внутренней глухоты.

Совершенно естественно в его полотнах зазвучала тема свидания, но не умилительно, сентиментального, а предвещающего, возможно, близкое расставание. Одна из ранних картин Пикассо так и называется – «Свидание». Идиллии нет, есть прозаичность встречи «двух одиночеств». В этом свидании уже слышится отголосок будущей драмы – так психологична эта картина.

Пикассо внимательно всматривается в контрасты жизни, в ее разные лики. Он идет в больницы и ночлежки, чтобы зарисовать увиденное, осмыслить горечь жизни. Его привлекают те, кто стоит на самых низких ступенях социальной лестницы. В период, получивший в его творчестве название «голубой» (1901-1904), он создает произведения, воспевающие гордую нищету в духе испанской традиции. Синий цвет и его оттенки, по мнению художника, сильнее передают безысходность действительности, усиливают эмоциональную напряженность картины.

Постепенно «голубой» период в творчестве Пикассо уступает место «розовому» периоду (1905 – 1906). Для Пикассо синий и розовый цвета – это традиционные основные цвета полотен его великих соотечественников – Веласкеса и Гойи, на которых он всегда равнялся, но никогда не повторял. Одно из лучших произведений этих лет – «Девочка на шаре». Одиночество и скептицизм «голубого» периода сменилась надеждой на понимание, сочувствие, хотя радость и печаль соединяются самым непостижимым образом.

Пикассо, склонный к максимализму, настойчиво продолжает творческий поиск. Он решительно порывает с необычным миром цирковых акробатов, миром, созданным его фантазией, и ищет новую опору то в идеальной строгости формы, то в геометрическом анализе формы, о котором размышлял в свое время еще Сезанн. Эти поиски привели к рождению нового мощного направления – кубизма. В этот период возникает полотно «Авиньонские девицы».

В 1909 г. молодой Пикассо пишет картину «Домик в саду». Он отказывается от линейной и воздушной перспективы, рассматривая уголок сада, дерево возле забора одновременно с разных точек зрения. Таким образом в картину вводится категория времени. Пейзаж выполнен в приглушенных изумрудно-зеленоватых и светло-коричневых тонах.

Идеи аналитического кубизма нашли оригинальное воплощение в работе Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара». Синтетический этап в развитии кубизма Пикассо ознаменовал созданием целой серии изображений музыкальных инструментов. Точнее, отдельных частей, фрагментов скрипки, представляя их увиденными с разных точек зрения одновременно. Художник словно предлагает зрителю стать своеобразным соавтором и воссоздать из отдельных частей единое целое. Это и есть синтетический кубизм.
© Club INFO, 2010
Hosted by uCoz