Сюрреализм | Макс Эрнст | Жоан Миро | Ив Танги | Рене Магритт | Генри Мур | |||
"Сюрреализм - это я". С. Дали |
|||
Сальвадор Дали (1904-1989) – сюрреалистическая звезда, рожденная в испанском городе Фигераса. Дали утверждал свой реестр духовных ценностей. Он борется за Личностное начало, за «Искусство, за Традицию и Рафаэля, за Искусство Возрождения (вот идеал Дали!), за приведения, за Улитку в Панцире, за Гала, за Себя, за Растекшийся час, за Веру». |
|||
Одна из самых известных картин Дали – «Постоянство памяти». Она полна знаков, символов, философичности. Здесь растекшиеся часы разных форм, и улитка с ее нежной мякотью, и часы, которые повисли на голой ветке оливы. |
|||
Накануне гражданской войны в Испании художник создает философско-сюрреалистическое полотно «Предчувствие гражданской войны». Он изобразил громадное человеческое тело, покрытое уродливыми наростами рук и ног, которыми оно в припадке самоудушения терзало самое себя. Фоном для этой обезумевшей плоти, раздираемой дикой, самоедской страстью, стал неизменный ископаемый пейзаж. |
|||
Дали – художник и мыслитель – предвидел Вторую мировую войну и знал, что «вслед за всеобщей нищетой и крахом коллективистских доктрин наступит средневековье и когда-нибудь вновь пробудятся к жизни духовные и религиозные ценности». Сальвадор Дали нередко переносил на холст психопатологические состояния человека, его параноидальные видения и галлюцинации. Реальность в его картинах словно лишена рационального основания. |
|||
Одно из значительных полотен Дали – «Озаренные наслаждения». В центральной части картины изображена женщина с окровавленными руками. Ее утешает мужчина, они вдвоем на гребне волны, но спасение иллюзорно – чуть левее снизу поднимается рука с окровавленным ножом. |
|||
Две центральные фигуры – женщина и мужчина – изображены на фоне пустынного, характерного для сюрреалистов пейзажа. Обе фигуры представлены так, словно явились в сновидении. |
|||
Дали не был политически ангажированным художником, но социальные потрясения и трагедии как отдельных людей, так и целых народов не оставляли его равнодушным. Он реагировал на Вторую мировую войну со всей страстностью большого художника.В картине «Испания» гражданственность художника бесспорна. Его «Испания» в образе прекрасной женщины, грудь и лицо которой разрывают хищные птицы и лев. |
|||
В 1941 г. война стала поистине мировой, а для нашей страны – великой Отечественной. В этом году Сальвадор Дали создает потрясающий трагический образ в картине, лаконично названной «Лицо войны». Искаженное ужасом и горем лицо человека, у которого вместо глазниц черепа и в открытом, кричащем отверстии рта… тоже черепа. |
|||
Протестующий ужас, который исторгало из себя «Лицо войны», намного превосходил, например, полотна Э. Мунка по силе тревожности экспрессии и образной выразительности. |
|||
У Дали почти нет портретов коллег-художников, за немногим исключением. Это «Портрет Пикассо» (1947), написанный много лет спустя после первой встречи с этим великим художником в Париже в 30-е гг. в мастерскую Пикассо молодой Дали пришел раньше, чем посетил Лувр, о чем прямо заявил с порога. «Правильно сделали» - был ответ. |
|||
Феномен Дали еще полон загадок, но его влияние на искусство XX в. Огромно. Ни один из художников - современников Дали не имел при жизни несколько музеев, посвященных исключительно ему. |
|||
© Club INFO, 2010 |