Суровый стиль | Петр Оссовский | Виктор Попков

Гелий Михайлович Коржев (1925) поднимает вечную проблему судьбы художника в современном обществе. В картине «Художник» (1961) – горькие размышления о нередкой участи таланта в обществе, где деньги правят почти всем. В композиционном строе картины есть определенная идеологическая заданность и откровенная публицистичность.

По-иному осмысливает позицию начинающего художника Коржев в картине «Гомер. (Рабочая студия)» (1958-1960). Сюжет этого произведения интересен: рабочий в кожанке лепит голову античного поэта. И между ними словно идет диалог сквозь толщу веков.

Это выразительное полотно, как и «Поднимающий знамя» (1959-1960) и «Интернационал» (1957-1958), входит в триптих «Коммунисты».Можно соглашаться или не соглашаться с трактовкой автором явления социальной действительности, но нет оснований отрицать напряженное эмоциональное звучание полотен Коржева, емкость каждого образа в его триптихе, этапном произведении в живописи 60-х гг.

Всенародный подвиг в годы Великой Отечественной войны осмыслен художником в картинах «Проводы» и «Заслон» (1964-1967), входящих в цикл «Опаленные огнем войны».Художественная, эмоциональная сила этих полотен велика. Запоминается и бережный жест солдата, обнимающего любимую, и тревожный блеск штыка солдатской винтовки, и безлюдность двора.
Драматический отзвук трагических дней Великой Отечественной войны звучит в картинах Коржева, посвященных осмыслению послевоенной действительности, «Мать» и «Старые раны», логично входящих в цикл «Опаленные огнем войны».

© Club INFO, 2010

Hosted by uCoz