|
||
Дадаизм | Марсель Дюшан | Ханс Арп | ||
"...Делать произведения, которые не были бы искусством". М. Дюшан |
||
Пикабия Франсис (Picabia, Francis) (1879-1953), французский художник, один из основоположников дадаизма. Родился в Париже 22 января 1879 в семье кубинского дипломата; мать его была француженкой. В 1890-е годы брал частные уроки рисования, занимался в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств. |
||
В ранний период работал всецело в импрессионистическом духе - отчасти под влиянием К. Писарро , с которым познакомился в 1902. Перейдя к более радикальным арт-экспериментам, написал в 1909 акварель "Каучук" (Национальный музей современного искусства, Париж), которая стала одним из ранних образцов беспредметного искусства. |
||
Разработал своеобразный вариант футуризма - с фигурами, динамически взвихренными в ландшафте либо застывающими в виде конгломерата механических деталей ( "Удни - или Американская девушка" - 1913, там же; "Я снова вспоминаю мою дорогую Удни" , 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). |
||
В 1915-1917 жил в Нью-Йорке, составив вместе с М. Дюшаном и другими кружок дадаистов, сформировавшийся после известной авангардистской выставки "Армори шоу". Способствовал интернациональному резонансу `дадаистской революции` и во время своего пребывания в Барселоне и Цюрихе (1917-1918); участвовал в издании журналов "291" (в США) и "З91" (в Испании). |
||
В 1919 вернулся в Париж. Во второй половине 1910-х годов создал наиболее характерные свои вещи: картины со странными машинами, исполняющими биологические функции ( "Любовный парад" , 1917, частное собрание, Чикаго; "Дитя-карбюратор" , 1918, частное собрание, Париж). Часто снабжал свои произведения нарочито "заумными" названиями ( "Эдтаонисл" , "Растадада" и т.п.). |
||
Ряд вещей рождались в процессе коллективной импровизации - подобно "Какодилическому глазу" (1921, Национальный музей современного искусства, Париж), холсту-"стенгазете", на котором помимо Пикабия расписались Т. Тцара, Ф. Пуленк, С.И. Шаршун и другие его знакомые. В начале 1920-х годов активно обращался к коллажу и ассамбляжу, используя в качестве материалов перья, солому и зубочистки. |
||
Примкнул к движению сюрреалистов. В 1924 написал сценарий "балета-абсурда" Представление отменяется, по которому Р. Клер снял фильм "Антракт". |
||
Вскоре мастер как бы устал от авангарда: в его творчестве возобладали неоклассические, импрессионистские, порой откровенно салонные черты. Впрочем, в поздние, послевоенные годы, уже тяжело больной, попытался вновь проявить свой дар экстравагантного выдумщика (монохромные картины с рельефной поверхностью, предвосхищающие постживописную абстракцию). |
||
© Club INFO, 2010 |