Конструктивизм | Владимир Татлин | |||
Лазарь Маркович Лисицкий не был открывателем и проповедником системы (таким, как К. С. Малевич или В. Е. Татлин), но являлся, скорее, популяризатором языка; это уберегло художника от схоластики и фанатизма, зато обеспечило его творчеству необычайную прикладную широту. С именем Лисицкого в наибольшей мере связано распространение новой эстетики в качестве "стиля времени"; как никто другой он способствовал ее международному признанию, активно участвуя в интернациональных проектах. |
|||
Детство Лисицкого прошло в провинциальном Витебске, однако с самых первых творческих шагов он утвердил себя как европеец (впрочем, уже его отец знал два языка и для себя переводил Г. Гейне и У. Шекспира): получил диплом инженера-архитектора в Высшей политехнической школе в Дармштадте в Германии (1909-14), в Париже общался с художественной богемой, изучал старое искусство в путешествии по Италии. |
|||
Возвращение в Россию стало в какой-то мере "припадением к корням": Лисицкий сближается с московским Кружком еврейской национальной эстетики и киевской "Культур-Лигой", оформляет несколько книг на еврейском языке ("Пражская легенда" М. Бродерзона, 1917; "Козочка", 1919; "Украинские народные сказки", 1922, и др.), соединяя в них традиции рукописных свитков с приемами "мирискуснической" графики. Но "национальный" этап продлился недолго - само революционное время активизировало космополитизм и жажду всеобщего языка искусства. |
|||
В период преподавания архитектуры и печатного дела в Народной художественной школе в Витебске (1919- 20) Лисицкий приходит к беспредметному творчеству. В Витебск его пригласил М. 3. Шагал, но "левый поворот" случился под влиянием Малевича, вытеснившего Шагала со сцены и превратившего тихий город в "супрематическую столицу". Лисицкий стал членом основанного Малевичем общества. |
|||
У повис ("Утвердители нового искусства"); формообразующие принципы супрематизма не только адаптировались им в массовых жанрах (плакат "Клином красным бей белых", 1920; книжка "Супрематический сказ про два квадрата", 1922), но и по-своему развивались в "проунах" ("проекты утверждения нового", 1919-24). Являясь пространственными моделями утопической архитектуры, "проуны" позволяли перевести супрематическую геометрию из плоскости в объем, в масштаб реальной городской среды - они же послужили основой неосуществленных архитектурных замыслов Лисицкого (горизонтального небоскреба, дома-коммуны, яхт-клуба). |
|||
Другой формой разработки супрематических законов стали "фигурины" (сценографические эскизы) к неосуществленной постановке оперы "Победа над солнцем" (1920-21), задуманной художником как "электромеханическое шоу". Машинерия, изобретательская практика вообще занимали Лисицкого (одно из лучших его изобретений - проект передвижной ораторской трибуны 1924 г .). Природа таланта не позволяла Лисицкому заниматься отвлеченной, последовательно языковой абстракцией. |
|||
Пропагандируя советский авангард в стилевом единстве составляющих его концепций (супрематизм, конструктивизм, рационализм), Лисицкий встраивал его в западный контекст. В 1930-х гг. Лисицкий оформляет журнал "СССР на стройке" (1932-40), альбомы "15 лет СССР", "15 лет РККА" и др. Из перечисленных им в анкете своих профессий - "инженер-архитектор, живописец, фотописец, печатник" - отчасти востребованными остаются две последние, и лишь в них падение уровня не выглядит слишком удручающим. |
|||
© Club INFO, 2010 |